Синдром провинции

Провинциальным городам свойственно приписывать себе несуществующие достижения или преувеличивать незначительные события. Когда городу совсем нечего сказать, то это еще туда-сюда, чем-то надо привлекать народ. Настораживает, когда синдром поражает жителей прекрасных миллионников с историей, богатой архитектурой или географическим потенциалом. Понятно, что Таганрогу больше нечего сказать кроме того, что там родился Чехов. И не стоит удивляться, если вам расскажут, в какой именно позе и на какой скамейке Антон Павлович любил слушать музыку в плеере.

В Одессе синдром поразил большинство жителей. Случайный приезжий может офанареть от такого обилия вымыслов и легенд. Хотя городу есть что показать без украшений. Искусственно накрученный счетчик только понижает рейтинг города, когда факты не подтверждаются.

Я всегда буду бороться с синдромом относительно Одессы. Считаю, что городу не надо выдумывать историю и достоинства. Оно либо есть, либо нет, даже если половина города считает, что бабушка Сталлоне родом из Одессы, а Тим Рот прописан на Успенской.

* * *

Киноаппарат изобрел Тимченко

Самое вопиющее заблуждение, связанное с городом. Этому предположению нет никаких подтверждений, а распространителей этой глупости надо лишать прописки в городе.

Сперва нужно определиться, что именно считать моментом изобретения. Если ученый привстал со стула и пукнул, это может быть датой отсчета изобретения? В моей вселенной неоспоримым доказательством авторства какой-то идеи может стать патент, заявка на патент, публичная демонстрация устройства, закрытая демонстрация с протоколом, результаты лабораторной экспертизы (да, эта засохшая грязь 1935 года) или что-то в таком духе. Самым захудалым, но еще действующим доказательством, можно считать подборку ссылок на разносторонние независящие ресурсы (библиотеки, архивы, музеи), которые одинаково описывают изобретение, автора и момент демонстрации. Желательно, чтобы ресурсы были из разных стран.

О Тимченко нам известно, что после демонстрации работы устройства в 1984 через два дня аппарат внесли в протокол. Сам протокол найти никому не удается. Но, предположим, что все действительно было так. Мы ведь пытаемся найти свидетельства о первооткрывательстве, а не выдуманности персонажа (кстати, по ссылке в статье пишут «Иван», хотя звали его Иосифом; то ли еще будет).

Википедия сообщает:

В 1893 году Тимченко совместно с профессором Московского университета физиком Н. А. Любимовым разработал «улитку» — скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе. Этот же механизм использовался в кинетоскопе, спроектированном совместно с М. Ф. Фрейденбергом. Кинетоскоп, использовавший для съёмки дисковую фотопластинку, был впервые продемонстрирован в январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Показанные фильмы — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» — были сняты на одесском ипподроме.

Доподлинно неизвестно, кто какой внес вклад.

Следом, в статье о кинетоскопе, мы видим абзац, в котором сообщается, что сама идея аппарата была описана Томасом Эдисоном в 1888, а воплощена Вильямом Диксоном под руководством Эдисона:

First described in conceptual terms by U.S. inventor Thomas Edison in 1888, it was largely developed by his employee William Kennedy Laurie Dickson between 1889 and 1892. Dickson and his team at the Edison lab also devised the Kinetograph, an innovative motion picture camera with rapid intermittent, or stop-and-go, film movement, to photograph movies for in-house experiments and, eventually, commercial Kinetoscope presentations.

Надо бы поискать, где зафиксировано это изобретение в качестве патента. В Библиотеке конгресса указано, что заявка на патент Кинетоскопа и Кинетографа была подана в 1891 году (за два года до демонстрации Тимченко).

Немного справки. Кинетоскоп — устройство, мотающее ленту для просмотра. Кинетограф — устройство, записывающее клипчик на ленту. Кинетограф был создан в 1890 году.

Как сообщает нам архив патентов США, заявка на кинематографическую камеру была подана в 1891 году. Бюро рассматривало заявку шесть лет, после чего выдало патент:

* * *
К тому моменту уже был известен и произведен в количестве 140 штук аппарат Оттомара Аншутца — электротахископ. По утверждению очередных биографов, Тимченко ознакомился с этим аппаратом.

Газета «Одесский листок» от 7 ноября 1893 года сообщала: «В доме гостиницы „Франция“ открылась художественная выставка „живых фотографий“, приводимых в движение посредством электрической машины — „электротахистоскопа“. На следующий день та же газета сообщала, что выставка в доме на углу Дерибасовской и Колодезного переулка ежедневно открыта с 11 утра до 11 вечера. Эта выставка, о которой помимо газет сообщалось в афишах, длилась до 20 декабря и стала заметным в городе событием. Она натолкнула Тимченко и Фрейденберга, уже обладавших стробоскопом-проектором с механизмом прерывистого движения к следующему шагу.
источник

Электротахистоскоп и кинетоскоп — это примерно как gif и mov. Другими словами, движущиеся картинки (англ. flicks) можно отнести смело к аппарату Аншутца.

Итого:

  • 1887 — разработка Аншутцем электротахистоскопа
  • 1891—1893 — публичная демонстрация кинчика с помощью произведенного компанией Siemens&Halske аппарата
  • 1891 — заявка на патент киноаппарата Эдисона
  • 1894 — публичная демонстрация кинчика Тимченко

* * *
Вероятно, Тимченко параллельно вел работы над собственным агрегатом, идеями для которого послужили уже имеющиеся наработки. Но он точно не был первооткрывателем, ни вторым, ни третьим. Можно условно назвать его первым, если ограничить географию — в Российской империи.

Приведенных фактов мне хватает, чтобы перестать доказывать сомнительную гипотезу. Одесситы еще не готовы расставаться с иллюзиями, когда даже не на что сослаться:

Но я усиленно буду вести борьбу с вымышленными и абсурдными утверждениями.

P. s.: я очень хочу, чтобы фактами вы смогли поменять мои знания о первооткрывателях кинематографа.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Алексей Скуратов

Цымбалюк прямо таки кирпича просит своим высокомерием.

Популярное