Про оригинальность

Меня порою накрывает мини-кризис, когда повторной работе не хватает свежести. Все уже перепробовал, одни и те же приемы, а душа хочет новых слов. Это синдром изобретателя. Там два подводных камня, ща расскажу.

Обычно я в такие моменты пишу Теме «Как быть?» и получаю простые и понятные лайвхаки. Книги тоже похожи вкупе одна на другую, но кайф в деталях.

С синдромом изобретателя я столкнулся где-то полтора года назад. Основная паника строилась на умозаключении, что все вокруг такую свежатину выдают, а я хожу кругами. И стрелки уже сто раз рисовал, и списки верстал, и карты делал, и схемы чертил. Там, у других, в саду новые деревья и цветы, а я тут календулу месяцами поливаю.

Второй камень про взгляд со стороны. Это опасение, что ты играешь в художника с повторяющимся набором приемов, и все ждут от тебя предсказуемого решения. Но для моего внутреннего первооткрывателя это совсем не кайф. Пришлось с ним попиздеть за жизнь и разобраться.

Сперва хочется точно убедиться, что никакой оригинальности не существует. Беру музыку одной группы, туда-сюда, шаг влево и вправо, но в целом-то гнут свою линию. Посмотрел модели машин Форда, та же история. Открыл историю Шанель; и хотя она лихо поменяла после войны моду, но потом все было вполне последовательно и без изобретений (тетка крутая, если что). Перебрал еще с десяток тем, на том и успокоился. Костюм космонавта — это не результат оригинальности, так же как и форма ринга для боксеров или внешний вид самолета.

Теперь про взгляд со стороны. Тут попроще, потому что я привык сам выбирать камертон. Чаще всего это несколько людей, мнение которых может лихо помочь мне в работе. Еще я могу вытащить технические замечания из толпы. К остальному шуму отношусь прохладно и предвзято. Мой первооткрыватель соглашается со мной и уходит в тамбур.

Остается сосредоточиться на деталях. Каждый раз улучшая незначительный нюанс, меняешь картину в целом. Там же и крутые находки есть. Например, я не знал, что на схеме транспорта можно чередовать шахматкой названия остановок по горизонтали, но по вертикали лучше оставлять списком. Это подсказал Марк Родионов, после чего до меня дошла сила привычки к спискам.

Долго не мог сформулировать, как объяснить человеку, что эта вывеска нормального размера, а эта чудовищно большая. Правило оказалось простым: если человек может прочесть надпись целиком, то размер норм. Если приходится «идти» взглядом по буквам, то это очень крупно. Конечно, там еще тридцать факторов, подсказывающих, каким должен быть размер вывески, но в данном случае речь про взгляд реципиента. И в чудовищно большой надписи нет проблем, иногда это прием.

* * *
О’кей, вроде бы нащупал тезис про внутреннее спокойствие, перенервничал новизной. Мозг подсказывает, что сейчас будет другая ловушка — легкомысленность. Можно ведь от спокойствия перейти к похуизму. Но об этом в другой раз.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное